"Золотой Теленок" из книги И.Ильфа и Е.Петрова

ОТ АВТОРОВ

Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными: "Как это вы пишете вдвоем?"

Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали, рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп-и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.

Потом мы стали отвечать менее подробно. О ссоре уже не рассказывали. Еще потом перестали вдаваться в детали. И, наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:

-- Как мы пишем вдвоем? Да-так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые. И вдруг единообразие вопросов было нарушено.

-- Скажите, -- спросил нас некий строгий гражданин из числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции, - скажите, почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?

После этого он долго и сердито убеждал нас в том, что сейчас смех вреден.

-- Смеяться грешно? - говорил он. -- Да, смеяться нельзя!

И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!

-- Но ведь мы не просто смеемся, - цозражали мы. - Наша цель-сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода.

-- Сатира не может быть смешной, - сказал строгий товарищ и, подхватив под руку какого-то кустарябаптиста, которого он принял за стопроцентного пролетария, повел его к себе на квартиру.

Повел описывать скучными словами, повел вставлять в шеститомный роман под названием: "А паразиты никогда!"

Все рассказанное-не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее.

Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю, и он даже на мужчин наденет паранджу, а сам с утра будет играть на трубе гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо помогать строительству социализма.

И все время, покуда мы сочиняли "Золотого теленка", над нами реял лик строгого гражданина.

-- А вдруг эта глава выйдет смешной? Что скажет строгий гражданин?

И в конце концов мы постановили:

а) роман написать по возможности веселый,

б) буде строгий гражданин снова заявит, что сатира не должна быть смешной, - просить прокурора республики привлечь помянутого гражданина к уголовной ответственности по статье, карающей за головотяпство со взломом.

И. ИЛЬФ. Е. ПЕТРОВ

(Правило уличного движения)

Переходя улицу,

оглянись по сторонам

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов ..........................................335

Часть первая
ЭКИПАЖ "АНТИЛОПЫ"

Глава I. О том, как Паниковский нарушил конвенцию ...337
Глава II. Тридцать сыновей лейтенанта Шмидта ........348
Глава III. Бензин ваш-идеи наши .....................359
Глава IV. Обыкновенный чемоданишко ..................370
Глава V. Подземное царство ..........................379
Глава VI. "Антилопа-Гну" ..................385
Глава VII. Сладкое бремя славы ......................396
Глава VIII. Кризис жанра ............................406
Глава IX. Снова кризис жанра ........................418

Часть вторая
ДВА КОМБИНАТОРА

Глава X. Телеграмма от братьев Карамазовых ..........429
Глава XI. Геркулесовцы ..............................433
Глава XII. Гомер, Мильтон и Паниковский .............440
Глава XIII. Васисуалий Лоханкин и его роль в русской ре-
волюции .............................................450
Глава XIV. Первое свидание ..........................464
Глава XV. Рога и копыта .............................475
Глава XVI. Ярбух фюр психоаналитик ..................485
Глава XVII. Блудный сын возвращается домой ..........496
Глава XVIII. На суше и на море ......................505
Глава XIX. Универсальный штемпель ...................517
Глава XX. Командор танцует танго ....................522
Глава XXI. Конец "Вороньей слободки" ......532
Глава XXII. Командовать парадом буду я...............538
Глава XXIII. Сердце шофера ..........................545
Глава XXIV. Погода благоприятствовала любви .........555
Глава XXV. Три дороги ...............................567

Часть третья
ЧАСТНОЕ ЛИЦО

Глава XXVI. Пассажир литерного поезда ...............577
Глава XXVII. "Позвольте войти наемнику капитала" ....586
Глава XXVIII. Потный вал вдохновенья ................596
Глава XXIX. Гремящий Ключ ...........................604
Глава XXX. Александр Ибн-Иванович ...................614
Глава XXXI. Багдад ..................................621
Глава XXXII. Врата великих возможностей .............627
Глава XXXIII. Индийский гость .......................634
Глава XXXIV. Дружба с юностью .......................639
Глава XXXV. Его любили домашние хозяйки, домашние ра-
ботницы, вдовы и даже одна женщина -- зубной техник ..649
Глава XXXVI. Кавалер ордена Золотого Руна ...........660

Ильф И., Петров Е.

И 48 Двенадцать стульев. Золотой теленок / Предисл. К. Симонова.-М.: Правда, 1987.-672 с., ил.

Романы русских советских писателей-сатириков И.Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1903-1942)-самые значительные произведения крупных сатирических жанров в литературе 20-х годов. В "Двенадцати стульях" авторы передают атмосферу схватки двух сил переходного периода, высмеивают мещанство. Со страниц "Золотого теленка" веет широким дыханием времени, в атмосфере которого все труднее становится рыцарям частнособственнической наживы и индивидуалистического восприятия.


E-mail: пишите письма мелким почерком

назад на главную вперёд


Хостинг от uCoz